Собрание черкесских князей

АДЫГЭ адыга: «адыге», «адыга», «адыг»- самоназвание адыгов, объединяемых в литературе на русском и других языках общим этнонимом «черкесы». Этноним в исторических источниках встречается со второй половины ХУ века(24, 18).

«Адыге – чиль, т. е. адыгские народы»- так абадзехи, шапсуги и натухажцы называют кабардинцев и другие родственные племена Центрального Предкавказья.

Дж. Интериано писал: «зихи, так называемые по- итальянски, по- гречески, по- латыни, но которых турки и татары зовут чиркасами и которые сами себе дают имя адыга,- живут от реки Дона по берегам Черного и Азовского морей до... Пицундской бухты».

Есть сведения, согласно которым натухайцы, шапсуги, убыхи и абадзехи «имя адехе приняли не ранее ХУI столетия, когда были на восточных берегах Азовского и Черного морей. Хе на их языке значит море; аде на арабском языке значит остров и полуостров; это же слово перешло и в тюркские наречия... Таким образом, адехе значит островитяне или жители морского полуострова».

Слабость этой концепции состоит прежде всего в том, что этимологизируется не оригинальная форма этнонима, а результат его русской адаптации.

Ш. Ногмов считал, что «настоящее родовое название нашего народа есть то, которое уцелело в поэзии и в преданиях, т. е. ант, изменившееся с течением времени в адыге или адыхе».

Такую этимологию справедливо отводит А.К. Шагиров, считая ее данью отождествления адыгов со славянами – антами.

П.К. Услар намекнул на возможность толкования этнонима на материале близкородственных языков. «Все вообще племена абхазского происхождения, – пишет Услар, – известны убыхам под коллективным именем адзыге... полагаю, что это название, худо расслышанное и худо записанное, есть azra Белля..».

Отсюда можно заключить, что убыхское «адзыге» имеет абхазский источник, и, следовательно, его первоначальный смысл можно искать в абхазском языке. Такая попытка существует. Л.Т. Лопатинский объяснил название «адыге» посредством абхазского слова адзы «вода», стало быть, адзыге – поморяне. Это же толкование приводит и А.М. Дирр.

А.К. Шагиров, считающий данное объяснение «интересным, хотя и недостаточно убедительным», приводит в пользу Лопатинского случаи соответствия в абхазо-адыгских языках звука д (адыгэ) аффрикате дз (адзыге): каб. дыд, адыгейск. дыды «шило», абх. а-дзыдз, а-дзадз и др.

Объяснение, аналогичное тому, что дал Лопатинский, находим и у К.Ф. Гана: «адыге от абх. адзы «вода»... Определив вторую часть слова как черкесский суффикс (-гъэ), выражающий отвлеченные понятия (?), Ган заключает, что термин имеет значение «водяных», приморских жителей.

Вторую часть слова другие исследователи понимали как показатель множественности -хэ, который, как говорит Н.Я. Марр, «при огласовке звучит как ге».

На изложенную версию опирается и В.А. Никонов: «адыге – предположительно из абхаз. адзы «вода»... («живущие у воды»). Полагают, добавляет Никонов, что греч. дзиху (V в. до н. э.) – испорченое адыгэ.

Последнее сопоставление (дзиху, зихи – адыгэ) принято многими кавказоведами (36).

Наконец отметим, что В.М. Иллич-Свитыч находил справедливым мнение о том, что в этнониме «зигои», «зигхои» византийских авторов отражается древнее самоназвание адыгов (адыгэ). Существуют и другие этимологии данного этнонима.

Адыги – автохтоны Северо-Западного Кавказа – в нашей стране проживают в трех республиках – Кабардино-Балкарии, Адыгее и Карачаево-Черкесии. Соответственно они называются кабардинцами, адыгейцами и черкесами. По данным проф. З.И. Керашевой, на своей исторической родине в настоящее время проживает лишь незначительная часть адыгов: кабардинцев 360 тыс., адыгейцев – 115 тыс., черкесов – 53 тыс. (на 1989 г.).

В результате Русско-Кавказской войны большинство адыгов было депортировано в Турцию. Оттуда часть их переселилась в Сирию, Иорданию и др. страны. По неофициальным данным, количество адыгов за пределами нашей страны превысило 5 млн.: в Турции – 4,5 млн., в Сирии – 80 т., в Иордании – 50 т., в Египте – 5т., в США – 6 т., в Ливии – 7 т., в Израиле – около 3 т., в Германии – 20 т. См.: Дзамихов К.Ф. Адыги: борьба и изгнание. Нальчик, 2005, с 44.