КЪЭБЭРДЕЙ (кабардей), у адыгейцев – къэбэртай (кабартай), рус.- кабардинцы. Самоназвание кабардинцев (как и адыгейцев) – адыгэ (адыга).
Л.Я. Люлье определяет «кабертай» как «одно из значительнейших племен адыге». Он делит Кабарду на Большую (междуречье Малки и Терека на юг до Осетии) и Малую (пр. берег Терека до предгорий и берегов Сунжи).
Большая Кабарда разделена между четырьмя родами: Жэмбот, Мысост, Хьэт1охъушъокъуэ и Къетыкъуэ, а Малая – между двумя: Толъэстэней и Джылахъстэней.
По диалектным особенностям и территории расселения современные кабардинцы образуют несколько групп.
1. Зеленчукские черкесы, проживающие в Республике Карачаево-Черкесия. Основное этническое ядро носителей говора составили кабардинцы, переселившиеся из Кабарды в долины Зеленчуков – притоков Кубани.
Кабардинцы, поселившиеся на Зеленчуках в 20-х – 30-х годах ХIХ в., в литературе известны под именем хаджиретов, что в переводе с арабского значит «переселенцы», или абреков (79, 8) (беглых кабардинцев).
2. Бесленеевские кабардинцы. См. Беслъэней.
3. Кубанские или закубанские кабардинцы, проживающие в аулах Кодзь, Кошехабль, Блечепсина, Уляп – Республика Адыгея.
Время переселения части кабардинцев на Кубань датируется примерно концом ХVIII – началом ХIХ в. Кубанский диалект описан М.А. Кумаховым.
4. Моздокские кабардинцы заняли современную территорию во II половине ХVIII века, когда они бежали на русскую кордонную линию от своих владельцев и приняли христианство. Носителями моздокского говора являются кабардинцы, проживающие в г. Моздоке и станице Луковской РСО-А, а также жители ряда хуторов Курского района Ставропольского края. Говор исследован Т.Х. Куашевой.
В литературе известны еще кабардинцы крымские. Дюбуа де Монперэ пишет: «В то время, когда еще существовало это княжество (Тмутараканское – Дж.К.) несколько черкесских племен спустилось с гор и рассеялось по равнинам Азовского моря и даже проникло в Крым. Самое главное и известное из них, «кабардинское», основалось среди татар (татары завладели Крымом в 1237г.) между реками Каче и Бельбек. Верхняя часть реки Бельбек и сейчас называется Кабардой». Кабардинцы покинули Крым в своих ладьях и причалили к берегу Суджук-Кале, отсюда они перешли к устью реки Кубани и основались на равнине, расположенной к югу, заложив город Шанчир.
По другим сведениям, крымские кабардинцы ведут начало от части племени «кабарды», которое при распадении Хазарской державы вышло из нее и последовало в Тавриду, по А.П. Берже, – в ХIII в. Акад. А.М. Шегрен даже в ХIХ в. находил в Крыму остатки кабардино-черкесской системы счета. Известна попытка определения продолжительности пребывания адыгов в Крыму – в 300 лет.
Судя по некоторым сведениям, часть крымских адыгов не вернулась на Кавказ, а к ХVI в. смещалась с генуэзцами.
В современном просторечии терминами къэбэрдей и джылахъстэней обозначают жителей соответственно Большой и Малой Кабарды. См. Джылахъстэней.
Адыгейцы Кабарду и кабардинцев именуют «Къэбэртай», сваны «малкарар», аварцы – «кабарти ау», чеченцы и ингуши – гъебертлой.
О происхождении слова Къэбэрдей («Кабарда») существует ряд предположений и догадок. Наиболее интересные из них такие.
Л.И. Лавров, ссылаясь на сочинение И. Барбаро (ХV в.), говорит о северокавказском народе «кеверетей» как о предках кабардинцев. Эвлия Челеби производил этот термин от арабского этнонима кабаилитай, по ошибке названного кабартай. К.Ф. Ган указывает на возможную этническую связь между племенем кабарды, которое составляло часть угров (венгров), занявших древнюю Паннонимию, и кабардинцами. Последнее предположение опирается на историческое известие о том, что в начале Х столетия (около 914 года) в Хазарской державе «... три племени, из которых главное называлось кабарами, возмутилось против власти кагана... Некоторые из них ушли к уграм в Паннонию, другие к подножию Кавказа, где находим их потомков под именем кабардинцев».
Еще подробнее о кабардах, их языковых контактах с уграми (это важно для уяснения природы кабардов), а также о соотнесенности понятия кабарды с современными кабардинцами говорит Семеон Броневский со ссылкой на Константина Порфирородного.
«Под 883 г. по р. Хр. император Константин Профирородный упоминает, что по случаю восставшего между хазарами междоусобия три хазарские поколения, называемые кавары и кабары, будучи побеждены от своих единоплеменников, удалились к маджарам или уграм и составили под общим именем коваров осьмое колено венгров, ввели между венграми в употребление хазарский язык и выучились сами по-венгерски».
Из исторического факта восстания кабаров выводят этимологию слова кабар, сравнивая его с тюрк. кабурд «шум, восстание». Значение последнего слова даем по Радлову.
Однако источники указывают, что народ кабар хронологически существовал в Европе значительно раньше, чем появились хазары.
Й. Блашкович отмечает, что имя кабары «восставший»... три хазарские племени, возмутившиеся против кагана и разбитые последним, получили после того, как эти племена влились в венгерское племенное объединение на Украине. Далее автор сообщает, что общим самоназванием этих трех хазарских племен было «кабар – казар».
Приведенные данные следует рассматривать на фоне установленного исторического факта, что аланы, косоги (черкесы), печенеги и венгры, еще не перебравшиеся на свою теперешнюю территорию, на Северном Кавказе проживали совместно (32, 9). И этот факт подтверждается лексическими встречами типа: осет. абг, адыг. – каб. абг, абдж, венг. Uveg.
Более подробный обзор этимологий.